Маркетплейс от Эвалар №1 в России*

8 800 551 61 20

Позвоните мне:

8:30 — 20:30 (Мск)

Мы перезвоним вам в течение 5 минут
с 8:30 - 20:30 по мск.
Имя:
Телефон:
Полезные статьи

ЗОЖ-маркировка в России

Казалось бы, простая и понятная система, но, к сожалению, в ней есть нюансы, связанные с указанием жиров и калорийности, которые делают, к примеру, мороженое на натуральных сливках обладателем красной полосы, поскольку у него высокая калорийность, а мороженое на пальмовом масле, которое однозначно не стоит употреблять в пищу, получает более выигрышную маркировку. Сорта жирной рыбы (тот же лосось) проиграют по «светофору» крабовым палочкам, и таких примеров множество.
Казалось бы, простая и понятная система, но, к сожалению, в ней есть нюансы, связанные с указанием жиров и калорийности, которые делают, к примеру, мороженое на натуральных сливках обладателем красной полосы, поскольку у него высокая калорийность, а мороженое на пальмовом масле, которое однозначно не стоит употреблять в пищу, получает более выигрышную маркировку. Сорта жирной рыбы (тот же лосось) проиграют по «светофору» крабовым палочкам, и таких примеров множество.
Начало статьи читайте здесь

В России подобная маркировка в добровольном порядке была предложена в 2018 году, при этом производители могут указывать только количественные значения критических компонентов, не используя цветовых обозначений. Ожидалось, что в обязательном порядке «светофор» введут уже в октябре 2019, но пока этого не произошло. Кроме того, для России актуальна не только маркировка по соли, сахару, жирам и калорийности, но также обязательно указывать содержание пальмового масла и его процентного соотношения, а этот компонент многие производители не всегда отмечают в официальном составе продукта, где обязаны перечислить все ингредиенты.

В нашей стране, помимо добровольной, официально признанной маркировки по системе «светофор», есть также система числовых маркеров. Это, в первую очередь, ГОСТы, которые у многих ассоциируются со знаком качества, поскольку включают в себя сертификацию на всех этапах – от проверки сырья до оценки условий хранения и транспортировки. Ориентируясь на ГОСТы, можно, к примеру, выбрать молочные продукты без пальмового масла. Но эта система рассчитана на регламентирующие органы, чьи представители разбираются в буквенных и цифровых кодах, могут быстро найти на упаковке место, где должен стоять значок ГОСТа. Для рядового потребителя это что-то из области тайных знаний. Чтобы использовать такую маркировку в повседневной жизни, необходимо либо выписывать нужные ГОСТы и всегда иметь памятку при себе, либо заучить наизусть самые актуальные.

Если углубиться немного в систему стандартизации ГОСТ, то выяснится, что её параметры далеко не всегда соответствуют принципам здорового питания. Например, для производства сыров твердых сортов пальмовое масло запрещено, а натриевая селитра и различные Е-добавки разрешены, для производства творога может использоваться хлористый кальций и др. Эти включения мало влияют на калорийность или корректное соотношение макросов, вокруг которых строятся западные системы GDA и «светофор», но помогают развенчать миф о том, что знак ГОСТ на продукте – всегда знак качества.

БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ

Кроме ГОСТов, которые можно поставить далеко не на все, даже самые полезные, продукты просто потому что аналогов им нет, в России также есть ТУ. Это технические условия, которые производитель самостоятельно составил на свою продукцию. На упаковке ТУ выглядит как кодовая система с определенной последовательностью цифр. Эта последовательность, если научиться её читать, может сказать о продукте не меньше, чем кодировка ГОСТа и любые другие обозначения. Сегодня на российском рынке есть немало компаний, чьи товары, произведенные в соответствии с ТУ, превосходят по качеству сертифицированные по ГОСТу. Но задачу – сделать выбор в пользу более здоровых продуктов максимально быстро и удобно - ТУ, к сожалению, не решает.

Маркеры, свидетельствующие о пользе и качестве продуктов, в частном порядке используют некоторые производители. Они наносят на упаковку своих продуктов легкочитаемые значки (символы), чтобы потенциальным покупателям было проще ориентироваться в выборе и не нужно было каждый раз подробно изучать состав. Особенно важно это для продуктов, суперфудов и пищевых добавок, которые продаются в магазинах формата ЗОЖ и ПП, где также есть отделы для веганов. Такие отечественные бренды, как «Сибирская клетчатка», «Продукты XXI века», polezzno, Эвалар делают собственные символьные маркировки на фронтальной стороне упаковки всех или части продуктов, например: «без глютена», «clean label (прозрачный состав)», «лауреат премии «Здоровое питание»», «без ГМО», «веган», «100% натурально» и т.п. Несмотря на то, что это полностью инициатива производителя, подобные обозначения полезны для покупателей, поскольку, как минимум, помогают экономить время в супермаркете и не читать состав содержимого каждой пачки или нового товара. Не исключено, что в дальнейшем такие значки будут приведены к единому стандарту и сертифицированы, как это уже произошло с эко-маркировкой.

ЗОЖ-маркировка: сигнальная VS символьная

Как уже говорилось выше, сигнальная, а тем более числовая маркировка, не в полной мере справляются с задачей – стимулировать потребителей покупать более полезные продукты питания. Кроме того, они не всегда объективно свидетельствуют о пользе продукта. Куда лучше купить натуральный, пусть и более жирный творог, или круассан на сливочном масле с простым составом, без Е-добавок и химии, чем всё тоже самое с пальмовым маслом и неизвестными включениями.

Проблему выбора в целом более здоровой пищи, а также возможность быстрее сориентироваться в ЗОЖ-новинках наиболее удачно решает символьная маркировка. Это одно-два слова или понятные схематические изображения, которые решают сразу две задачи:

  • помогают понять ключевые особенности и/или преимущества продукта (особенно, если это новый продукт),
  • отражают главные качества продукта, которые делают его оптимальным вариантом для меню сторонников правильного питания.

В отличие от цифровой и сигнальной, символьная маркировка имеет более давнюю историю. Впервые её стали применять на косметике и бытовой химии в начале 90-х, затем адаптировали для упаковок пищевых добавок и – позже – для суперфудов и продуктов.

Символьная маркировка бывает двух типов: официальная и неофициальная. Значки, типа «vegan», «running bunny», «не тестируется на животных», «GMP», «ISO» итп для многих уже стали привычными. Это официальные стандартизированные маркеры, присутствие которых на упаковке, свидетельствует, в том числе, о соответствии содержимого самым высоким международным стандартам. Так, например, на всей продукции российского бренда «Эвалар» есть знак качества GMP.

Неофициальная символьная маркировка – знак доброй воли со стороны производителя. Как и официальная, она ничего не навязывает подсознательно покупателю и позволяет ему самостоятельно принять решение, а также экономит время и упрощает процесс покупки тем, кто по любым причинам не хочет или не может обратиться к консультанту.

БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ


  • Так, например, урбечи «Мералис» имеют 4 обозначения на упаковке: без масла, без сахара, веган и RAW.
  • Амарантовое масло бренда «Продукты XXI века» получило маркировку с двух сторон. С фронтальной – ключевые символы: 100% натуральный, веган, антиоксиданты. С оборотной – детализацию состава: без ГМО, высокое содержание белка, аминокислоты, витамин Е, источник кальция. На других продуктах бренда, например, на упаковке пищевой добавки хлореллы, все эти значения вынесены на фронтальную сторону упаковки.
  • Семена льна Эвалар отмечены комбинированным значком: без глютена, без ГМО, сертификат GMP.
  • Коллагеновые добавки Эвалар из серии Anti-Age информируют покупателей о том, для чего их стоит вводить в меню: они полезны для кожи и волос, имеют анти-эйдж эффект и важны для подвижности суставов.
  • Практически все продукты бренда Polezzno имеют на упаковке такие значки, как: лауреат премии «Здоровое питание» и «Clean label (только 100% понятный состав)». Второй символ относится к категории международных обозначений, но несмотря на большой выбор подобных продуктов на российском рынке, редко используется производителями.
БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ

Влияние трендов и ЗОЖ-маркировки на мировые бренды

Несмотря на то, что сегодня существует огромный разброс по различным официальным, неофициальным и обязательным маркерам здоровой и качественной еды, уже сейчас мировые производители, вроде J7, Coca Cola, Snickers стремятся следовать новому тренду и делать свои популярные продукты если не более полезными, то хотя бы менее опасными для здоровья. Добавление в соки пищевых волокон, снижение количества сахара на 30% и более, замена части объема сахара на стевию и аналоги – это лишь первые шаги на пути переосмысления подхода к созданию готовых продуктов питания. Подобные встречные меры по улучшению состава до введения обязательной официальной маркировки, которая будет принята в большинстве стран мира, со стороны крупных корпораций – не только реакция на новые тренды. Это уже объективная необходимость, апргейд производственных стратегий, которые обязаны учитывать изменения потребительских парадигм.

    Так, согласно исследованиям Nielsen:

  • 70% потребителей в мире и 67% в России следят за своим рационом и стремятся выбирать полезные продукты.
  • 57% глобальных респондентов ограничивают количество сахара и жиров в своем рационе, в России таковых — 39%.
  • Изменение диетических привычек оказывает прямое влияние на поведение во время посещения магазинов: 67% глобальных потребителей и 74% россиян внимательно изучают состав продуктов питания и напитков прежде, чем приобрести их.
  • При этом около 70% и в мире, и в нашей стране заявляют о готовности покупать более качественные продукты по более высокой цене.

ЗОЖ-маркировка: выводы

Несмотря на то, «светофор» и GDA довольно удобны и в глобальном смысле приводят к положительным изменениям пищевых привычек, их значения актуальны далеко не для всех. Беременные женщины, профессиональные спортсмены, дети – каждая из этих категорий населения имеет качественно разные потребности в нутриентах и калориях. Это одна из причин, почему, например, «светофор» официально признан далеко не везде. Даже в Великобритании, где врачи, диетологи, представители контролирующих органов выступают за введение подобной системы, трехцветная ЗОЖ-маркировка интегрирована с 2000 года исключительно на добровольной основе.

В этом смысле нейтральные по цвету обозначения калорий, БЖУ, которые в большей степени соответствуют стандартам GDA, а также выделенная нейтральным цветом информация о содержании сахара, соли, пальмового масла; данные о том, является ли продукт пригодным для веганов, вегетарианцев или диабетиков; и другие более специализированные обозначения, вероятно, могут дать лучший эффект. Но времена, когда для всех продуктов и полезных добавок будет принята удобная и понятная стандартизированная система обозначений, ещё впереди.

Поэтому, вне зависимости от наличия или отсутствия любых маркеров на упаковках, по-прежнему, самым надёжным способом выбрать качественную и здоровую еду является изучение состава, снижение количества полуфабрикатов в рационе и выбор в пользу простых блюд, которые можно приготовить дома.


Рекомендуем
Мнение эксперта

Фитоблог не предназначен для обеспечения диагностики, лечения или медицинских советов. Информация на этом блоге предоставлена только в информационных целях. Пожалуйста, проконсультируйтесь с врачом о любых медицинских и связанных со здоровьем диагнозах и методах лечения. Информация в Фитоблоге не должна рассматриваться в качестве замены консультации с врачом. Заявления, сделанные о конкретных товарах этого блога не подтверждены для лечения, диагностики или предотвращения болезней.